«Дискомфорт заставляет нас стать сильнее…»
20 Декабря 2018

«Дискомфорт заставляет нас стать сильнее…»

Почему одни добиваются успеха на новом рабочем месте, а другие — не двигаются по карьерной лестнице? Продолжаем разговор с первым заместителем генерального директора ПАО «ЯТЭК» Олегом Мадудовым. На этот раз поговорим о том, как грамотно выстроить свои взаимоотношения в новом коллективе и как понять, что вы выбрали ту работу, которая принесет успех.

Предыдущие интервью на тему грамотного написания резюме и успешного собеседования с работодателем — читайте на нашем портале («Каждому воздастся за дела его, отраженные в резюме…», «Мы присматриваемся к работнику – он к нам…»).

Олег Николаевич, продолжаем разговор о последовательной стратегии построения карьеры. Предположим, соискатель прошел собеседование, трудоустроился. Приходит на новое место и теперь перед ним стоит задача построения карьеры. С чего начать?

— Вообще про построение карьеры он должен решить немного раньше, еще до того, как отправил резюме. Сейчас существует такая модная услуга – карьерное планирование. Есть специальные карьерные консультанты, с которыми можно встретиться и поговорить в зависимости от того какие существуют внутренние предпочтения. Классический рекрутерский вопрос – «а кем вы себя видите через пять лет» — в данной ситуации весьма актуален.

И, соответственно, если человек хочет начать последовательно развивать свою карьерную траекторию на новом рабочем месте, это конечно похвально и амбициозно, но для начала нужно понять – а это то, на что он рассчитывал? Зачастую наши представления о новой работе и новом работодателе и реальная действительность, с которой приходится сталкиваться – это два противоположных мира. Существует имидж работодателя, народная молва, «сарафанное радио» и в голове рисуется, что это то место, о котором мечтал. Вот тут-то я и построю сейчас карьеру и буду работать долго и счастливо. А, по факту приходишь, работаешь два-три месяца и понимаешь: что-то здесь не то.

— Вы лично сталкивались с подобными ситуациями?

— В моей практике был один случай, когда я построил у себя в голове концепцию, понял, как будет выглядеть мой работодатель, в конце концов нашел этого работодателя, как мне казалось. Пришел, прошел испытательный срок и вначале все было хорошо и замечательно. А через год я оттуда сбежал не оглядываясь.

— А что там было такого страшного?

— Скажем так: конфетка оказалась не такая вкусная, как ее оболочка и верхний шоколадный слой. Оказалось как у Шекспира – «все гнило в Датском королевстве». Я не привык к таким корпоративным культурам.

— Существует такой распространенный стереотип. Если меньше полутора лет человек отработал на одном месте, для будущего работодателя — это своеобразная черная метка. А вы как считаете?

— Вы правы, для любого руководителя по персоналу, это повод насторожиться. Вопрос, который требует более глубокого изучения на стадии приема. Но, в принципе, для топ-менеджера такая история с быстрой сменой мест работы, она вполне понимаемая. Человек ведь тоже себя ищет. И ему корпоративная культура может не подходить, и он может не подходить корпоративной культуре. И это не определяется в течение испытательного срока, это все-таки более длительный период. Один год – это как раз та пограничная мера времени, которая может позволить принять единственное правильное решение: вам по пути с этой компанией, или нужно двигаться дальше.

— Хорошо. Ну, а как бы могла выглядеть идеальная трудовая книжка человека, которому не очень много лет?

— К примеру, возьмем некоего среднестатистического человека 30-33 года. Значит, в 21 год он окончил институт. Допустим, он нашел свою первую работу и ему повезло: рабочее место, которое ему нравится и этому рабочему месту нравится он как сотрудник. И он в рамках этого рабочего места растет. Соответственно, в трудовой книжке виден этот рост: человек не сидел серой мышкой в углу, а двигался вперед. Но, если он достиг какой-то заданной величины и на этом месте сидит больше пяти лет и, уже край, больше семи лет, то для меня и для любого руководителя по персоналу это тоже вопрос. А что не так с этим человеком?

— А почему долгий стаж на одном рабочем месте расценивается, как недостаток?

— Когда человек переходит с одного рабочего место на другое, он приносит с собой некое «управленческое ДНК». Мы же понимаем, что нации, которые не получают дополнительного ДНК – они вырождаются. Так же и с компаниями. Когда нет притока свежей крови, свежих знаний, умений, навыков со стороны, очень велик шанс вырождения компании, команды. Я видел одну компанию, где топ-менеджеры вначале «грызлись» между собой и там был сумасшедший рост, а потом все помирились и в компании наступила стагнация. У них не было амбициозных целей, у них не было сверх задач, к ним не приходили новые люди. Это бы закрытый социум, в котором все друг друга любили, понимали с полуслова, полувзгляда, полунамека, но при этом компания не развивалась.

— То есть, вы хотите сказать, что дискомфорт – это составляющая успешной работы?

— Естественно. Когда мы «сидим» в зоне комфорта, то нам ничего не нужно. Человек любит почивать на лаврах, это всегда приятнее. Поэтому один из самых эффективных методов – вывести человека из зоны комфорта и тогда он способен на многое. Зачастую в управленческие команды намеренно вносят управляемый дискомфорт. Поставили амбициозную цель, повесили морковку: классический управленческий принцип кнута и пряника.

— И все же почему у одних прослеживается этот четкий карьерный взлет, а другие могут сидеть десятилетиями на одном месте без особых успехов и надежд?

— Я пришел как-то в одну организацию к товарищу, у него над столом висела табличка следующего содержания: «лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью». Поэтому в первую очередь играют решающее значение личные качества человека. Воспитание. То, что нам дали папа с мамой. Если он был тихим забитым ребенком, он таким и будет в работе.

— Но ведь порой тихие и забитые добываются больших успехов?

— В процентном соотношении гораздо меньше. Есть статистика, которая свидетельствует о том, что люди, которые получают красные дипломы, не добиваются высот в менеджменте. Они могут быть блестящими техническими специалистами, докторами наук. Но это индивидуалисты.

Для того, чтобы быть руководителем, этого нужно хотеть. Для многих необходимость принимать решения подобна зубной боли. Человек всеми возможными способами пытается уйти от этого. Есть и такая позиция: я хочу быть начальником, я хочу норковую шапку, портфель и машину, но при этом решения я принимать не хочу. В первую очередь для меня руководитель – это человек, который принимает решения и отвечает за них.

— Хорошо, но есть ли какой-то среднестатистический портрет успешного руководителя, успешного сотрудника. Вот вы взяли его резюме, его трудовую, посмотрели и сразу же поняли – это он.

— Сложно найти универсальный портрет некоего успешного человека. Это как средняя температура по больнице – у кого-то 42 градуса, а кто-то уже умер и остыл. Человек может казаться мегауспешным в одном бизнесе. Допустим, в нашей коммерческой организации. Проработал тут пять лет, три года там, еще три года здесь. И везде было видно, что человек растет по карьерной лестнице. Видны победы и достижения. В какой-то момент он МВА получил, где-то к крупной западной компании «прислонился». Он имеет опыт, знания и мы его рассматриваем с одной стороны, как специалиста, а с другой стороны как носителя «управленческого ДНК». Но в то же время, в государственной компании этот человек окажется лишним. Он будет тем камушком в ботинке, который будет всем мешать. Поскольку, в государственной организации, с моей точки зрения, немного другие люди нужны. Есть генеральная линия партии и ей нужно следовать. Креатив в основном не приветствуется. Компетенции, которые будут востребованы в коммерческих организациях и в государственных структурах, они разные. Я не говорю, что это хорошо, а то плохо. Просто они разные. И именно поэтому, как я уже говорил, еще на этапе старта нужно определиться – вы хотите быть где? У какого работодателя?

Кто-то из великих говорил, что выберите любимую работу и вам не придётся работать ни одного дня в жизни. Такое вообще бывает?

Бывает. У меня есть один контрагент, у которого я заказывают очень интересные подарки. Несколько лет назад он пришел к мысли о том, что не грех бы хобби сделать бизнесом. И сейчас своими руками делает фантастические вещи. Дохода от любимого дела хватает чтобы вкусно есть, сладко пить, путешествовать с семьей и заниматься делами по тому графику, который его устраивает. И пусть весь мир подстраивается. Но это идеальная ситуация и все равно так или иначе большинство из нас работает в офисах, мы миримся с какими-то недостатками и пользуемся какими-то плюсами. У любого работодателя так бывает. Но важно понимать и всегда знать ту меру недостатков, с которыми вы готовы смириться ради того количества плюсов, которые вы получаете от вашей работы. Вот проанализируйте это соотношение и принимайте решения в зависимости от своих принципов. В карьере главное –движение и развитие. И пусть вы в какой-то момент создадите для себя некомфортную среду в связи со сменой места работы. Как мы уже знаем, дискомфорт заставляет стать нас сильнее.

Лидия Кунгурцева

SAKHADAY.RU

 

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.